Вверх
06 Март 2013

Спрос на загородное жилье катастрофически упал

Согласно данным, предоставленным аналитическим центром «Корпорации ИНКОМ», более чем в половине загородных посёлков, где жильё выставляется на продажу на первичном рынке, в прошлом году не было заключено ни одной сделки. Кроме того, примерно в трети таких посёлков количество продаж находится на критической отметке – около 5 в год. Всего 10 процентов проектов на этом рынке можно назвать успешными – об этом говорил на круглом столе, посвящённом проблемам рынка недвижимости в Подмосковье руководитель Комитета по загородной недвижимости «Российской гильдии риелторов» Валерий Лукинов. И в ближайшем будущем эксперты не ожидают значительного всплеска активности на этом рынке. Наметившийся в этом году небольшой рост цен можно связать, скорее, с завершением строительства большого количества объектов.

Золотые 10 процентов

Рост цен, согласно статистическим данным, составил на рынке подмосковной недвижимости примерно 8 процентов. На первый взгляд это может показаться положительным признаком и свидетельством оживления рынка. Однако если присмотреться к данным более внимательно, то можно заметить, что происходит этот рост за счёт незначительного количества объектов. В некоторых посёлках действительно наблюдается повышение цен, превосходящее средние показатели, в других же происходит полная стагнация. Имеется также ряд населённых пунктов, где происходит даже незначительное снижение стоимости недвижимости.

Исследованиями рынка подмосковной недвижимости Российская Гильдия риелторов занимается на основе данных, собранных аналитическим центром «Корпорации ИНКОМ». Как утверждает Валерий Лукинов, за те два года, что проводятся эти исследования, было собрано достаточно информации, чтобы утверждать, что рынок здесь в полной мере следует правилу Парето, то есть пятая часть проектов даёт 4/5 всей прибыли на этом рынке. Причём тенденция эта постепенно только усугубляется. В прошлом году почти в 60 процентах посёлков Подмосковья вообще не было заключено ни одной сделки по продаже недвижимости. Еще примерно в трети проектов был зафиксирован критичный уровень продаж, который с трудом обеспечивает возможность продолжения строительства недвижимости в данных посёлках. Здесь эксперты говорят, прежде всего, об эконом- и бизнес-сегментах рынка, где важно обеспечивать большие объёмы продаж. Для проектов, относящихся к категории de luxe, низкие темпы продаж являются нормой. Однако таких посёлков не так много, да и объектов в них незначительное количество. Вот и получается, что эксперты могут выделить всего 10 процентов действительно успешных проектов, которые на данный момент обеспечивают тот самый незначительный рост цен на фоне общей стагнации и даже регресса.

Почему жильё перестало продаваться

Одним из важнейших факторов, влияющих на снижение темпов продаж, эксперты назвали завышение стоимости объектов, не удовлетворяющих покупателей по своему качеству, наличию инфраструктуры и т.д. По мнению Валерия Лукинова, такие просчёты связаны, прежде всего, с нежеланием застройщиков при создании очередного проекта консультироваться с профессиональными риелторами, которые могли бы подсказать, что на данный момент пользуется спросом на локальном рынке недвижимости, и как нужно строить посёлок, чтобы он был, по крайней мере, не хуже, чем у конкурентов. Сотрудничество с профессиональными консультантами позволяет застройщикам вывести на рынок действительно конкурентоспособный товар.

По мнению Лукинова, на данный момент важнейшим фактором, влияющим на привлекательность проекта для покупателей, является его стоимость на начальном этапе строительства (на стадии инвестиций).  Это прекрасно понимают опытные застройщики, которые всё чаще решают занизить цены на инвестиционном этапе строительства, чтобы привлечь на свой проект первых инвесторов. Впоследствии цены, конечно же, повышаются, причём довольно значительно. Однако это вполне логично объясняется необходимостью новых вложений, строительством объектов инфраструктуры и т.д. Если проект будет успешным, то примерно чрез год после начала строительства цены в нём могут подскочить на 20 процентов. В особо ликвидных посёлках, пользующихся большой популярностью у покупателей, рост может составлять и 45 процентов.

Как привлечь покупателя

По мнению Валерия Лукинова, на рынке сейчас особым спросом пользуются проекты типа «таунхаус», а также участки без подряда. Такие объекты выгодны для продавцов и привлекательны для покупателей. Рост цен здесь составляет около 25 процентов, что обусловлено нехваткой предложений на этом рынке. Такой успех таунхаусов свидетельствует о значительном расслоении в этой сфере, разделении рынка на большую массу неуспешных проектов и тонкую прослойку успешных.

Также можно отметить, что продолжают пользоваться популярностью в нашей стране участки, предлагаемые под строительство. Связано это с тем, что многие покупатели предпочитают за небольшую цену купить землю, а затем самостоятельно возводить на ней коттедж. Обычно такое стремление обусловлено желанием сэкономить, хотя на практике оказывается, что строя дом с помощью стороннего подрядчика покупатель практически не экономит, и в некоторых случаях вообще оказывается в проигрыше. Связана популярность участков без обязательного подряда ещё и с поэтапным финансированием покупателя строительства, когда человек сначала находит деньги на землю, и только через несколько лет может приступить к возведению дома, накопив необходимые средства.

Также для того, чтобы привлечь покупателей, заинтересованных в экономии, застройщики решились на уменьшение минимальных площадей в коттеджных посёлках. Сейчас минимальная площадь таунхауса может составлять 90 кв. м. Сокращается до 6-8 соток и площадь прилегающей территории. 

[↑]
Array ( [option] => com_k2 [id] => 102 [view] => item [Itemid] => 193 )